Статьи

Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постинтернатная адаптация для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку данная категория молодого поколения, взрослеет в специфическом частично изолированном мире интернатных учреждений. Находясь на государственном обеспечении, переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве.

        У вступающего во взрослую жизнь гражданина должны быть сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации.         Несмотря на проводимую с воспитанниками детских домов в этом отношении работу, анализ практики показывает, что после выхода из названных учреждений сироты испытывают значительные трудности в адаптации к миру, не умеют применять полученные знания в повседневной жизни. Это приводит к тому, что молодые люди зачастую не имеют моделей самостоятельной жизни, теряются в незнакомой ситуации, могут решать возникающие проблемы незаконными способами, не видя других путей, проявляют склонность к социальной деградации и т. д.

        Говоря о проблемах постинтернатной социализации, следует отметить такие сферы социального становления личности, как деятельность, общение, семья, самопознание и самореализация.

        На этой основе процесс постинтернатной адаптации и социализации детей-сирот необходимо осуществлять на следующих уровнях:

1) общество (макросреда) – адаптация к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) – адаптация сироты к конкретной социальной общности (семья, учебный коллектив и др.);

3) сам индивид (адаптация на внутриличностном уровне) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и ее самооценки.

                Согласно утвержденному годовому плану работы с лицами из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей постоянно проводится адаптационная работа. В ГКУ «СЦСПА» для поступающих на стационарное проживание в стационарное отделение «Социальная гостиница» и обратившихся в службу постинтернатного сопровождения, актуальнейшим вопросом является профессиональная нереализованность. В целях профессионального становлении сирот, специалистами ГКУ «СЦСПА» проводятся индивидуальные консультации для граждан, обратившихся за помощью по выбору будущей профессии.

           На сегодняшний день у специалиста по социальной работе на постинтернатном сопровождении находятся 3 выпускника государственных учреждений города разных годов выпуска, а также регулярно обращаются за оказанием срочных социальных услуг граждане, которым специалисты центра стараются помочь в решении различных жизненных ситуаций, проблемных для сирот.

          Наиболее часто обращаются за помощью в решении:

-       помощь молодым семьям в решении бытовых, жилищных и социальных вопросов, помощь в социализации молодых семей;

-        помощь выпускникам при оформлении социальных пособий по уходу за ребёнком, продления сроков выплаты пенсии в связи с продолжением обучения в профессиональных образовательных учреждениях;

-        консультации выпускников по вопросам оплаты за жилищно-коммунальные услуги, прописки по месту жительства, оформление документов для субсидии и т.д. Решение вопросов, касающихся жилья выпускников. Оформление приватизации, права собственности и т.д;

-        помощь в формировании пакета документов для поступления в учебное заведение и получения второго профессионального образования;

-        помощь в трудоустройстве молодых специалистов из числа выпускников детского дома.

-        помощь в устройстве выпускников в учреждения, организации и предприятия города для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства;

-      помощь в формировании пакета документов для перерегистрации очереди на жилье в соответствующих службах;

         Социальная адаптация выпускников детских домов должна начинаться еще в стенах государственных учреждений для их успешной адаптации в  социальной среде и выстраивании  стратегии самостоятельной жизни, создании новых социальных контактов вне стен детского дома.

          После завершения пребывания воспитанников в детских домах уже поздно начинать оказывать выпускникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения – ее необходимо успешно продолжать.

В противном случае социальная адаптация выпускников детских домов будет продолжать оставаться проблемной для нашего города.

 

 Специалист по социальной работе

службы постинтернатного сопровождения                                                         

          Е.А.Самохина