Учеба сегодняшних школьников сродни непрерывной битве за успех. Ощущая тревогу родителей, их жажду прекрасных учебных результатов, дети с ранних лет невольно несут на себе это эмоциональное бремя, которое может сказаться и на их будущем.
Основные идеи
• Переживая за будущее ребенка, родители хотят быть уверены, что он «пробьется», — и делают ставку на его учебу.
• Его успехи и неудачи они (ошибочно) воспринимают как собственные, бессознательно желая, чтобы он восполнил все то, что им в жизни не удалось.
• Ребенок живет жизнью взрослого — перегруженный, обескураженный, усталый. Неосознанно сопротивляясь родительскому давлению, он может стать плохим учеником.
Распорядок дня шестиклассника под стать рабочему дню министра. После школы ребенок спешит домой, чтобы успеть сделать уроки до того, как придет репетитор по английскому (понедельник, четверг) или будет пора бежать на кружок по истории (среда, суббота). Родители, с работы, возвращаются поздно, но стараются выкроить время, чтобы проверить уроки, а в выходные прорабатывают темы на следующую неделю.
Ребенок понимает, что мама с папой пристально следят за учебой ради его же будущего, но ему хотелось бы иногда провести денек «просто так»: поиграть с котом, покататься на роликах или сходить в гости. Но это бывает редко: даже во время каникул он решает задачи и пишет упражнения «на закрепление пройденного».
Культ достижений
Давление родительских тревог и ожиданий немало детей начинают ощущать задолго до того, как школьный звонок позовет их в первый класс. В детских садах больше нет единой программы подготовки к школе, система дошкольного воспитания практически потеряна. Эту брешь заполняют многочисленные школы раннего эстетического развития и подготовительные классы престижных школ.
Если родители почти не видят и не учитывают истинные желания и интересы ребенка, на него ложится непосильная миссия «идеального»
От раннего обучения, ориентированного на всестороннее развитие ребенка, родители невольно ждут и ранних достижений. Но в результате их настойчивых (завышенных) ожиданий у детей возникает ощущение собственной исключительности, появляется зависимость от успеха, страх поражения, ошибки. А поскольку в современном обществе ценятся прежде всего достижения, многие родители школьников продолжают действовать в той же логике.
В условиях непрерывных (и пока непредсказуемых по результатам) перемен в системе школьного образования они все чаще делают ставку на дополнительные занятия — в кружках, с репетиторами, на курсах.
Миф об идеальном ребенке
Погоня за социальным успехом подстегивается и отношением многих современных родителей к ребенку как к некоему идеальному продолжению себя.
Еще во время беременности отец и мать мечтают, строят планы на жизнь для будущего младенца, конечно, желая, чтобы он был самым красивым и самым умным. Такие фантазии имеют и позитивный смысл, помогая родителям «включить» ожидаемого ребенка в их жизнь, создать для него в семье психологическое пространство. Но затем наступает время реальной заботы о ребенке с его реальными чертами и особенностями характера.
Если же родители почти не видят и не учитывают истинные желания и интересы ребенка, на сына или дочь ложится непосильная миссия «идеального»,того, кто должен исправить, исполнить и реализовать все то, о чем они мечтали или что им не удалось. И взрослые воспринимают детские успехи и неудачи как собственные (хотя это далеко не так!) и переживают их особенно болезненно.
Необходимое «безделье»
Такие высокие ставки на успех не остаются без последствий. Жизнь по желанию родителей исключает почти любое проявление желаний ребенка. Как войти в контакт со своим внутренним миром, когда вся энергия уходит на службу желанию других? У детей, живущих под таким давлением, просто нет времени думать о том, кто они сами, что любят и чем хотели бы заниматься. Предоставить пространство свободы ребенку — это значит дать ему возможность наладить связь со своими желаниями.
Детям необходимы занятия, которые просто доставляют удовольствие, не требуют «правильного» выполнения. В моменты так называемого ничегонеделания они входят в контакт со своими эмоциями и с тем, что их гнетет. А слишком большая занятость может убить эту частичку их самих, в которой они нуждаются, чтобы выстроить свою личность.
Что происходит, когда ребенок больше не в силах выдерживать давление взрослых? У него опускаются руки, он начинает чувствовать себя никчемным, неудачником во всем, невольно приходя к мысли, что его, «такого плохого», вообще не за что любить. Или, напротив, если в школе дела идут неплохо, он может стать отличным учеником… и внутренне очень угнетенным человеком, который каждый вечер по нескольку раз проверяет портфель и перечитывает уроки, чтобы убедиться, что он ничего не забыл…
При составлении письма с обращением, Вам, в обязательном порядке, следует указать: фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый или электронный адрес для направления ответа или уведомления, суть обращения.