В процессе психотерапии психологи испыользуют различные техники для прояснения проблематики клиента, для снятия напряжения и страхов в работе с клиентом, для разблокировки подсознательного сопротивления в ходе терапии. Одним из методов проработки зоны конфликта и негативных эмоциональных проявлений, используют мощную технику - нейрографика.Эта психологическая техника была разработана в 2014 г. Павлом Пискаревым, популярным психологом, коучем и бизнес-тренером. с итех пор нейрографика считается мощным методом арт-терапевтического арсенала, для работы и проработки негативных, скрытых явлений личности. Нейрографика Пискарева помогает человеку решить проблему, отобразив переживания и основу происходящего на рисунке. На бумаге изобразить можно что угодно: ситуацию, отношение, состояние, проблему, комплекс, блок, желаемое состояние.
С помощью метода организации новых нейронных связей, можно разрешить множество проблем: начная от психоэмоциональных и физических травм и событий, которые повлияли и продолжают влиять на жизнь человека, до формирования новых устойчивых связей, направленных на психорелаксацию, управление мышлением, выработку новых форм поведения и взаимодействия с миром. Весь процесс нейрографической работы должен сопровождаться консультациями и комментариями психолога.
Нейрографика - это метод организации мышления при помощи рисования. Главная задача заключается в том, чтобы вывести страхи, тревоги и комплексы из глубин подсознания на сознательный уровень, где их можно проработать и устранить.
Чтобы воспользоваться методом нейрографики не нужно уметь рисовать, достаточно иметь способность держать в руках маркер и воспроизводить на листе бумаги простейшие фигуры. Чтобы приступить к методу нейрографики нужно взять альбомный лист бумаги, маркеры и выделители текста различных цветов.
Метод Пискарева подходит всем, и не важно, умеет человек рисовать или нет. Тут обращают внимание на эмоции, ощущения и связь с собой, а не на качество рисунка. Алгоритм нейрографики позволяет настроиться на внутреннее состояние и высвободить то, что давно не давало покоя. Рисуя, можно решить проблему или изменить к ней свое отношение.
Принципы нейрографики просты:
- слушать себя;
- не сопротивляться;
- не скрывать эмоции;
- вникать в происходящее;
- рисовать. Изображение проблемы на бумаге при помощи маркеров и цветных карандашей основывается на внутренних ощущениях и желании человека. Какой получится картинка, угадать сложно. Рисунок может быть привлекательным, а может и пугать обилием незакрашенных мест или темной цветовой гаммой. Метод отличается простотой, структурированностью и не имеет возрастных ограничений.
Алгоритм рисования нейрографики прост и понятен всем желающим. Пройдя курс под руководством сертифицированного инструктора следующие сеансы можно проводить дома в удобное время. Чтобы получить результат, нужно:
- определить проблему;
- сконцентрироваться;
- рисовать, слушаясь руки;
- скруглить острое;
- расширить границы рисунка;
- раскрасить изображение;
- добавить недостающее;
- сгладить напряжение линиями;
- подвести итог.
П. Пискарев установил, что когда проблема визуализирована на листе бумаги, то на нее проще посмотреть и определить свое отношение.
При помощи линий и фигур происходит:
- выражение блока;
- его принятие;
- осознание;
- сглаживание острых углов;
- расширение границ влияния;
- На первом этапе нужно мысленно обозначить свою проблему и эмоции, которые она вызывает: разногласия с любимым человеком, отношения с родителями и т.д. Этот этап называется актуализацией проблемы.
На втором этапе необходимо взять лист бумаги и начать вести по нему карандашом, рисуя непрерывную линию в произвольной форме. Секрет заключается в том, что этот рисунок должен быть нанесен спонтанно и достаточно быстро. В этот момент не следует думать об эстетике и правильности линий, а также о том, куда лучше повести руку — влево или вправо. Это должен быть выплеск внутренней проблемы и ее энергии на бумагу. При этом все напряжение, созданное неприятной ситуацией, также покидает человека и переносится на плоскость листа.
Третий этап — скругление углов. Необходимо посмотреть на полученную картину, запомнить ее, а затем, взяв цветные карандаши или фломастеры, начать сглаживать все углы, присутствующие на ней. Это работа с подсознанием. Человек прорабатывает свои негативные программы, поэтому может ощущаться сопротивление, что является естественным в такой ситуации. Несмотря на это, работу нужно продолжать и довести до конца.
Все острые углы должны быть зарисованы и сглажены плавными линиями. Основная задача на этом этапе — проживание своих чувств и эмоций, достижение целостности и снятие всех ограничений.
В процессе рисования нужно сконцентрироваться на своих ощущениях, прочувствовать их. Это означает услышать себя и свой внутренний голос. Необходимо прислушаться к нему.
На завершающей стадии работы человек может ощутить прилив сил и энергии, желание активно действовать. Коренным образом меняется его отношение к ситуации, появляются новые мысли и идеи. Все это свидетельствует о положительном воздействии данной методики.
Следующий этап носит название интеграция или объединение. Получившуюся фигуру необходимо объединить с остальным пространством на листе, растворить ее в нем. Это необходимо делать при помощи нейрографических линий, которые визуально напоминают кривую кардиограммы, только амплитуда колебаний этой линии не такая большая и в ней отсутствуют острые углы. Волны на ней не синхронные. Проводим такие линии от рисунка по направлению к краям листа, создавая единое изображение.
Этот прием нужен для того, чтобы почувствовать себя единым целым с окружающим миром. На этом этапе уходят понятия «я», «ты», «они».
Все сливается в одно неделимое целое.
Это работа с коллективным бессознательным. Пустое пространство на листе — это мир вокруг, а рисунок — это сам человек. Необходимо органично вписать себя в окружающий мир, слиться с ним. Требуется растворить фигуру в фоне, уравняв таким образом напряжение внутри нее и снаружи. Через эти действия к человеку приходит осознание того, что мир поддерживает его, предлагает ему ресурсы и силы для решения проблемы.
Пятый этап — закрашивание сегментов картины различными цветами, а также их объединение. Необходимо воспользоваться красками, фломастерами или цветными карандашами для раскрашивания картины. Это объединение частей в новые группы, при котором прорабатываются способности принятия большего, появляется мотивация для решения поставленной задачи. Цвета выбираются в произвольном порядке. Не обязательно закрашивать все сегменты.
Шестой (последний) этап — прорисовывание линий поля. Они представляют собой отдельные нейрографические линии, проходящие через весь рисунок (из одного края листа в другой). Эти линии должны быть выделены другим цветом.Они могут ассоциироваться с природным пейзажем, очертаниями каких-либо предметов и т. п. Это глубокое погружение в свой собственный мир.
После того как рисунок завершен, нужно внимательно посмотреть на него. Затем необходимо отдохнуть.
Рекомендуется рисовать нейрографические картины вечером перед отдыхом, потому что во сне образуются новые нейронные связи в мозге.
Польза этой методики заключается в том, что она помогает переоценить проблему (отношение к которой кардинально меняется), пересмотреть свои мысли, действия и найти правильное решение.
При составлении письма с обращением, Вам, в обязательном порядке, следует указать: фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый или электронный адрес для направления ответа или уведомления, суть обращения.