Статьи

29 Марта - День Самопознания




















Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни.

Только это недовольство побуждает к работе над собой. /

Пока мы не познали, что в нас, какая нам польза знать, что вне нас?

Да и можно ли, не познав себя, познать мир?

Может ли тот, кто слеп дома, быть зрячим в гостях?

Из книги "Круг чтения" / Из книги "Путь жизни"    Л.Н. Толстой


29 МАРТА отмечают День Самопознания. Середина весны, природа просыпается, не это ли время станет лучшим условием для познания себя и происходящего вокруг? Познание мира начинается с себя, с инидвидуального самоосознавания, самооценки, представлений о своей внешности и о том как работает наше сознание, каковы причины нашего поведения, какая манери речи нам присуща, при взаимодействии с миром? Суть в том, что чем лучше мы знаем себя, чем более мы прибываем в контакте с нашей личностью, с нашей индивидуальной природой, тем более эффективными и счастливыми, мы можем быть, даже в смутные времена.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, постижение своего истинного «Я». Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя. 

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:


  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:


  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).


Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека;  при завышенной или заниженной самооценке — возможности личности искажаются.

Одним из методов самопознания является - медитация, это мощный метод саморегуляции и основа для исследования своего ума, своих способностей. Так же подспорьем в развитии самопознания, является мотив посещения психологического тренинга, индивидуальных консультаций психолога.

Деятельность человека, взаимодейсвтие с коллективом, социумом, являются отражением нашего Я. Основа личности, так называемая "Я-концепция" - это динамическая структура представлений человека о самом себе в течении жизни. Исследование "Я-концепции", на каждом этапе преобретния жизненного опыта, дает нам представление о самом себе,  о своих потребностях, о смыслах и достижениях. Опираясь на основу самопознания, мы можем быть более эффективными в реализации задуманного, в достижении поставленных целей.

Высшей точкой процесса самопознания, является постижение человеком своей божественной, неконцептуальной природы, развитие и самоактуализация высшего Я, в сферах слияния человека с Богом (концепции религий), или же соединение со Вселенной (эзотерическое самопознание).