Статьи

Социальное сиротство

         Согласно данному Федеральному закону, «дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель», «дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» .

      Также, следует отметить, что исследователи выделяют два основных типа сиротства: обыкновенное сиротство (вследствие гибели родителей) и социальное сиротство (вследствие лишения детей попечения родителей в связи с нежеланием или невозможностью тех исполнять свои обязанности в отношении воспитания детей).

Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное в обществе детей, оставшихся без попечения родителей по какой-либо из причин: лишение родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и другое .

      Кроме того, в истории российского государства отмечается то, что до середины ХХ века преобладало обыкновенное сиротство, а уже после начинает наблюдаться угрожающее большинство социальных сирот, что по некоторым данным на сегодняшний день составляет 5% от общего числа детей – сирот .

Основными причинами социального сиротства являются материальные и жилищные трудности родителей, на фоне чего обостряется насилие над детьми, алкоголизм, наркомания, преступность и многое другое, а после, происходит лишение родительских прав и ребѐнок попадает в стационарные социальные учреждения и становится социальной сиротой.

     Ребѐнок, попадая на воспитание в социальное учреждение, становится лишенным очень многого, что есть у обычных детей.

    Дети, из числа социальных сирот, не получившие позитивного опыта семейной жизни, обычно повторяют судьбу своих родителей, вследствие чего не могут создать полноценную семью.

Для ликвидации негативных последствий в будущем, специалистам, осуществляющим деятельность в работе с детьми необходимо организовать адаптивную работу, для того чтобы сформировать позитивное отношение к жизни и обществу в целом.

      Важнейшим аспектом адаптации детей-сирот в целом, является их способность к самостоятельной жизни, то есть активная бытовая и социальная адаптация.

      Для формирования и реализации этого на практике, государство поддерживает данное направление, через основные нормативно-правовые акты: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ (ч.1, ст. 3-40), Семейный кодекс РФ (раздел VI), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Постановления правительства и другие нормативные акты, принятые, в том числе в субъектах Российской Федерации .

     Таким образом, проблема сиротства является актуальной в современном обществе. Решить еѐ будет крайне сложно.

      Поэтому, для смягчения определѐнных последствий, необходимо направить политику государства как минимум в нескольких направлениях: развитие эффективной семейной политики, развитие систем социальной защиты детей и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и пропаганде здорового образа жизни.