Статьи

Какие способы профориентации существуют.

Какие способы профориентации существуют? Это, пожалуй, не самый часто распространенный вопрос среди подростков. Однако вопрос, как правильно выбрать профессию, да еще, чтобы она не только приносила деньги, но и пришлась по душе на устах практически у каждого подростка.

Сама по себе профориентация в большей степени интересует родителей, а в Севастопольском центре социальной и постинтернатной адаптации этот вопрос интересует и социальных специалистов, которые занимаются социальными услугами. Ведь именно они, чаще всего являются теми людьми, кто в наибольшей степени влияют на выбор профессии получателей услуг, проживающих в «социальной гостинице». 

Известно несколько способов профориентации, о которых мы хотим рассказать. Конечно же, существуют и другие подходы, однако пять представленных являются наиболее распространенными.

Итак, вот они:

1. Поговорить с учителем

Однако что он знает, кроме школы? Впрочем, среди его родственников могут быть летчики, химики, экономисты… Кто угодно. Как сложилось. И то – мало ли, что там за летчики!

2. Посоветоваться с психологом в социальной сфере или со специалистом по социальной работе.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит. Это означает социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: как же разобраться в себе?

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера, специалиста по информационным технологиям, строителя, физика...

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а вуза или факультета.

Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности.

3. Сходить в центр профориентации.

Как-то одна женщина сказала мне, что работает в профориентационном центре, а потом добавила:


  • вуз и профессию детям выбирают родители, а как же иначе;
  • самое главное – чтобы около вуза пролегала удобная ветка метро;
  • профориентация – это тесты. Это вы приходите, вам дают тест, вы ставите галочки в нужных клеточках – и в итоге вам подбирают вуз. Надо отдать ей должное: голос звучал успокаивающе. А то абитуриенты нервные бывают, знаете ли…

4. Устроить себе экскурсию.


Старшеклассники, взрослые не по годам, ринутся посещать предприятия своей мечты. И будут остановлены серьезными охранниками.

5. Заняться самодиагностикой.

(А вот врачи, скажем, самолечение не приветствуют.) На некоторых образовательных сайтах в интернете есть тесты. Неплохие. Бывает, человек узнает, что на 89% он склонен к специальностям, предполагающим общение с людьми, и одновременно на 74% – к суровым профессиям вроде спасателя. Но есть риск получить и результат 30% и 20% (фотограф и вязальщик) – так выяснится, что ваша личность не приспособлена естественным образом к тому или иному делу жизни. На этом руководящая роль сайта закончится, и вы окажетесь предоставлены сами себе.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие, положительные эмоции, обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей и приносить пользу обществу.