Статьи

Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте

Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному образованию, либо не является квалифицированной.

Успешность социально-трудовой адаптации уязвимых категорий молодежи можно отнести и к числу актуальных общемировых проблем, которые специалисты пытаются решить как в рамках своей практики, так и на уровне научных исследований.

Вместе с тем можно выделить целый комплекс психологических проблем социально-трудовой адаптации выпускников - сирот, не изученных в достаточной степени. К ним можно отнести особенности их восприятия и оценки трудовой среды, паттернов их межличностного взаимодействия в коллективе, мотивов профессиональных выборов, механизмов «закрепления» на первом рабочем месте, динамику изменений их адаптационного потенциала после окончания колледжа, возможности и условия трудовой среды в интеграции адаптантов, чье развитие и поведение осложнено депривационным опытом. Понимание данных проблем важны для разработки научно обоснованных моделей и программ социально – психолого-педагогического сопровождения такой сложной категории адаптантов как лица из числа детей-сирот.

В качестве методологического основания исследования был использован эколого - динамический подход, который позволяет рассматривать феномен успешной социально-трудовой адаптации выпускников-сирот в качестве результата взаимодействия между ресурсами и возможностями трудовой среды, потребностями социализации самого адаптанта и средовыми факторами в континууме процесса адаптации.

Можно выделить психологические факторы, оказывающие влияние на успешность социально-трудовой адаптации выпускников - сирот на первом рабочем месте:


  1. Самооценка собственной интегрированности в трудовой среде


На самооценку собственной интегрированности в трудовой среде, а также ее референтность для выпускника – сироты оказывает влияние наличие и качество сложившихся отношений со значимым властным взрослым: начальником, наставником, авторитетным членом коллектива. Среди тех, кто считал себя в основном интегрированными в трудовой коллектив выше доля выпускников, имеющих наставника или удовлетворяющие отношения с непосредственным начальником. Влияние оказывает также возраст адаптантов. Наиболее интегрированными чувствовали себя выпускники от 16 до 21 года. Уже к 24 годам их доля снижалась в 3 раза.

2.Оценка различных компонентов удовлетворенности трудом.

В качестве важнейшей особенности оценки удовлетворенности своим трудом у выпускников-сирот можно рассматривать их восприятие условий труда через призму отношений со значимым властным взрослым. Характер этих отношений оказывает влияние на оценку гигиенических, эмоционально – личностных, профессиональных компонентов удовлетворенности трудом независимо от пола, возраста, года окончания учреждения профессионального образования у выпускника - сироты. Качество отношений со значимым взрослым оказывает значительное влияние на оценку таких компонентов внутренней мотивации трудовой деятельности выпускников, как «соответствие характера работы способностям и склонностям», «соответствие работы ожиданиям».

«Отношения с наставником» оказывает влияние на профессиональную активность выпускника, воспринимаемый им уровень напряженности труда, эмоционально-аффективные компоненты удовлетворенности различными условиями работы. Это отражает депривационные потребности выпускников – сирот и обусловлено переносом паттернов отношений воспитанник – воспитатель в трудовую среду. У неподготовленного наставника такой подопечный легко актуализирует потребность в опеке и спасении, что, может оказать негативное влияние как на взаимоотношения в диаде, так и в целом, на его социально - трудовую адаптацию.


  1. Оценка ресурсности социально-поддерживающей сети при переходе из учреждения профессионального образования на предприятие.


Адаптанты, «закрепившиеся» на первом рабочем месте, достоверно выше оценивают ресурсы своих социально – поддерживающих сетей как «новой» (наставник, непосредственный начальник, специалисты предприятия, общественные организации, клубы, ассоциации), так и «старой» (педагоги детских домов, школ-интернатов; бывшие воспитанники; родственники; специалисты служб сопровождения). «Сменившие работу» фиксируют истощение ресурсов старой сети и слабый потенциал новой. Выявлена взаимосвязь между оценкой ресурсности сети ростом показателя «гедонистические ценности».

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИМ ВЫПУСКЕ