Статьи

Изучаем опыт других регионов.

Во многих публикациях последних лет отмечается снижение воспитательного потенциала и ухудшение нравственно-психологического климата в семейной сфере. Нарастание процессов деформации семьи привело к искажению детско–родительских отношений, возникновению феномена отчуждения родителей от детей и наоборот. Кризисное состояние семьи повлекло за собой увеличение количества сирот при живых родителях, так называемых социальных сирот, детей вне семьи.

В связи со сказанным, проблема воспитания и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет особую актуальность, острота которой обусловлена не только непрерывным ростом числа детей, поступающих под опеку государства, но и неэффективным функционированием существующей государственной интернатной системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Детские деревни семейного типа, как форма воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным, обеспечивает детям-сиротам право жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию , возникающую при длительном пребывании в интернатных учреждениях, обеспечивает им возможность сформировать привязанность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.

SOS-деревня — это негосударственный детский дом. SOS в данном случае сокращение от social support. Модель детской деревни появилась в Австрии в середине прошлого века. После Второй мировой в городке Имсте осталось огромное количество сирот и одиноких женщин. Автор идеи Герман Гмайнер попытался найти оптимальный способ дать одиноким женщинам семью, а малышам — найти любящую маму. Он уговорил горожан жертвовать по шиллингу в месяц, и вырученных средств хватило на открытие, а затем и на содержание детских деревень.

Детская деревня-SOS в Томилино.

Сейчас такие деревни есть уже в 133 странах по всему миру.

Первая в России детская деревня открылась в 1996 году в Томилине. Тот же принцип пожертвований используется в ней и сейчас: можно ежемесячно перечислять на счет организации любую, даже самую незначительную сумму, став, таким образом, «другом детской деревни». «Друзья» раз в три месяца получают от директора письмо с подробным описанием событий в деревне. Примечательно, что 70% постоянных жертвователей Томилино — пенсионеры. «Но в целом финансирование деревень идет из австрийского фонда Германа Гмайнера. Размер финансирования с каждым годом снижается — австрийцы считают, что большая Россия сама в состоянии содержать свои деревни», — рассказывает сотрудница российского отделения SOS Елена Егорова.

15 одинаковых коттеджей из красного кирпича, обнесенные высоким кирпичным забором, расположены в пяти минутах от платформы Томилино по рязанскому направлению. Ворота в деревню открыты нараспашку до 23.00.

В каждом домике живет большая семья: мама и от пяти до семи детей, о которых она заботится. Опекунство всех детей оформляет на себя директор деревни. Содержание детей здесь выходит в три-четыре раза дешевле, чем в государственном детском доме.

Да и весь штат деревни — всего 35 человек. Объясняется это просто: помимо мамы детям здесь, по сути, никто не нужен — школа, сад, больница находятся за пределами деревни. В нянях, поварах и уборщицах необходимость отпадает.

Одно из условий поступления на работу — наличие своей жилплощади, чтобы женщины не приходили сюда решать жилищные проблемы. Раз в неделю у мамы выходной, есть заслуженный отпуск — на это время они обязаны покинуть деревню.

Некоторые мамы предпочитают брать самых маленьких детей с собой на каникулы, так что грань между работой и жизнью становится совсем размытой.

Помимо мам в деревне есть тети. Они нужны как раз тогда, когда мама в отпуске или болеет. Это своего рода практика, промежуточный этап между обучением и полноценной работой. .

Из 50 воспитанников детской деревни лишь 10% — чистые сироты, у всех остальных родители живы. По статистике интернет-портала «Милосердие.ру», примерно 85% детей-сирот в России — сироты при живых родителях. К слову, пять лет назад таких было меньше 75%.

«В раннем возрасте у ребенка формируется круг привязанностей. Если этого не происходит, последствия могут быть очень серьезными. Вот почему выпускники детских домов не умеют ни любить, ни создавать семьи и детей своих воспитывать не могут. Они просто не умеют привязываться, — рассказывает Елена Егорова. — В детской деревне у ребенка есть значимый взрослый — мама».

В 16 лет дети покинут деревню и отправятся в Дом молодежи-SOS в Люберцах. С 16 до 18 лет подростки живут там с педагогами-наставниками, ездят в колледжи и институты, время от времени навещая мам. В 18 лет правительство Москвы выдает им квартиры — начинается самостоятельная жизнь.

Детская деревня – не решение всего комплекса проблем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но для того контингента воспитанников, на который она рассчитана, это годин из наиболее лучших способов их подготовки к самостоятельной жизни. А то, что воспитание детей- сирот в условиях детской деревни действительно способствует их успешной социализации и подготовленности к самостоятельной жизни в сравнении с воспитанием в интернатных учреждениях, нашло свое подтверждение в ходе приведенного социологического исследования.